Регистр ЗТ 2017. Трансплантация почки
<< Назад        Содержание     Вперед >>

Трансплантация почки

Сведения о потребности в ТП

При подготовке этой части отчета использовались данные Регистра Российского Диализного Общества и данные регистра Российского трансплантологического общества [1, 2, 3, 4].

В 2015 году 207 отделений ГД (47%), в которых получали гемодиализ 22.913 больных (68,7% от лечившихся на конец года), предоставили сведения о потребности в трансплантации почки (Табл. 24). В этих отделениях 5451 больной (23,8% от числа получавших программный ГД пациентов) мог рассматриваться как потенциальный реципиент почки при том, что по данным представленных в регистр отчетов отделений/центров ГД реально состояло в листе ожидания трансплантации только 3676 ГД-пациентов (67,4% от потенциально возможных реципиентов).

Таблица 24. Сведения о "листе ожидания" трансплантации почки

Еще 565 пациентов, получавших лечение ПД, по своему состоянию могли рассматриваться как кандидаты на введение в лист ожидания на трансплантации почки (причем эти цифры отражают данные только по 61,1% ПД-больных). При этом доля потенциально возможных реципиентов аллогенной почки среди ПД-пациентов составляла 39,5%, заметно превышая таковую в когорте ГД-пациентов (24%).

Следует отметить, что приведенная цифра не учитывает данных почти по 32% больных, лечившихся в отделениях, не предоставивших сведений по этому вопросу. Что касается отделений, приславших информацию, то следует отметить, что разница между числом больных, реально состоявших в листе ожидания, и количеством тех, кто мог бы быть потенциальным реципиентом донорской почки, в течение 2012-2015 гг. относительно стабильна и во многом отражает все еще недостаточную доступность трансплантации почки для жителей части регионов России (Рис. 30).

Рис. 30. Динамика соотношения количества диализных пациентов, которые могут быть направлены на трансплантацию почки, и реального числа реципиентов в листе ожидания регистра Российского транспланталогического общества

Общие данные по трансплантации почки и России и региональные особенности

В 2015 г. трансплантация почки (табл. 25) выполнялась в 36 центрах (в 2013 г. — в 35). В этих центрах за 2015 г. было выполнено 945 трансплантаций почки, что меньше показателей 2010-2014 гг. и в пересчете на 1 млн. населения составило 6,4 операции/млн. (Табл. 1). Как и ранее, в структуре трансплантаций доминировала  пересадка почки от трупного донора (80,4%). Доля трансплантаций от родственного донора составила в 2015 г. 19,6% и мало отличалась от значений в предыдущие годы (Табл. 25).

Таблица 25. Ключевые показатели состояния трансплантации почки в Российской Федерации в 2010 - 2015 гг.

В целом оперативная активность центров трансплантации в отчетном периоде, как и ранее, оставалась недостаточной, и существенно уступала потребности в этом виде ЗПТ. В 2015 г. в нашей стране 6016 больных на диализе могли рассматриваться как потенциальные реципиенты ТП (см. выше), но лишь 15,7% из них была выполнена трансплантация почки. Фактически, на 31.12.2015 г. в «листе ожидания» находилось, по данным Регистра Российского Диализного Общества - 4073 пациента ((Табл. 24), по данным Регистра Российского трансплантологического общества - 4167 пациентов [4].

Число реципиентов с функционирующим почечным трансплантатом на 31.12.2015 г. достигло 8435 чел. (Табл. 1 и 25), что было на 22,9% больше, чем в 2013 г. Показатель обеспеченности в пересчете на 1 млн. населения повысился при этом до 57,6 больн./млн. Однако, учитывая опережающий рост обеспеченности населения России диализом, доля пациентов с функционирующей трансплантированной почкой в общей популяции получающих ЗПТ к концу 2015 г практически не изменилась и составила 19,1% (в 2013 г. - 19,4%). Темп прироста числа реципиентов почечного трансплантата за 2015 г. и, соответственно прирост обеспеченности ТП, отставали от темпов прироста больных на диализе, что также является указанием на недостаточную обеспеченность населения России трансплантацией почки (Рис. 31).

Рис. 31. Обеспеченность трансплантацией почки населения отдельных федеральных округов в 2010 - 2015 гг. (обеспеченность ЗПТ Москвы и Санкт-Петербурга показана отдельно, соответственно показатели по Центральному и Северо-Западному федеральным округам рассчитаны без учета данных по Москве и Санкт-Петербургу)

Из общего числа реципиентов с функционирующей пересаженной почкой подавляющее большинство (6882 реципиентов, 81,6%,) имели трансплантат от трупного донора и только 18,4%, 1553 чел) - от родственного донора. Таким образом, на конец 2015г. при общей обеспеченности трансплантацией почки 57,6 больн./млн., для реципиентов трупного трансплантата этот показатель был равен 47, родственного – 10,6.  

Рис. 32. Обеспеченность субъектов РФ трансплантацией почки на 31.12.2015 (Линия на графике отражает средний показатель обеспеченности по России)

При более детальном анализе, как и для всех видов ЗПТ, выявляются крайне выраженные межрегиональные различия в обеспеченности трансплантацией почки. Они ярко проявляются также и при анализе показателей вариабельности внутри одного и того же федерального округа (Табл. 2, Рис. 32). При этом обращает на себя внимание доминирование территорий, где число реципиентов с функционирующим трансплантатом не достигает среднего показателя по стране. Следует специально подчеркнуть, что большие пространства с минимальным уровнем обеспеченности трансплантологической помощью можно видеть как за Уралом, так и на Европейской территории России. При этом можно отметить, что неоднородность обеспеченности трансплантологической помощью связана с местом расположения центров трансплантации, а именно ее показатель оказывается выше именно в тех субъектах РФ, где таковые функционируют. Отсюда напрашивается вывод о сохраняющейся разной доступности трансплантации почки для жителей различных субъектов РФ. Очевидно, что она гораздо доступнее для жителей тех регионов, на территории которых функционируют центры трансплантации, и по-прежнему остается малодоступной для населения субъектов РФ, не имеющих на своей территории собственных центров ТП.

Как следствие число реципиентов трансплантированной почки, как в абсолютных показателях, так и в пересчете на 1 млн. населения в отдельных регионах нашей страны остается крайне низким. Так, в 15 субъектах РФ обеспеченность не достигала даже 20 больн./млн. (Еврейская автономная область, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Камчатский край, Мурманская, Псковская, Ростовская, Смоленская и Томская области, г. Севастополь, республики Адыгея, Крым,  Мордовия, Алтай и Кабардино-Балкария), что более чем в два с половиной раза ниже среднероссийского показателя 57,6 больн./млн.

Еще в 25 субъектах РФ обеспеченность трансплантацией почки составляла от 20 до 30 больн./млн. (Забайкальский, Красноярский, Пермский, Ставропольский и Хабаровский края, Архангельская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Калининградская, Курганская, Курская, Магаданская, Оренбургская, Пензенская, Тамбовская, Кировская, Саратовская, Тюменская и Челябинская области, республики Хакасия, Бурятия, Карачаево-Черкессия, Коми и Чечня), и в 27 субъектах она превышала 30 больн./млн., но не достигала среднего показателя по России (Амурская, Ивановская, Костромская, Липецкая, Орловская, Новгородская, Рязанская, Самарская, Иркутская, Тверская, Тульская, Сахалинская, Ярославская, Ульяновская, Воронежская области, республики Тыва, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Марий Эл, Татарстан, Северная Осетия (Алания) и Чувашия, Алтайский и Приморский края, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа). Таким образом, в 67 из 85 субъектов РФ число реципиентов с трансплантированной почкой в пересчете на 1 млн. населения не достигало среднего по России показателя (Табл. 2, Рис. 32)

В 14 субъектах РФ обеспеченность трансплантацией почки была выше средней по России, варьируя при этом в широком диапазоне значений - от 58,4 до 161,2 больн./млн. В 2015 г., как и ранее, максимальное количество реципиентов (1988 чел., то есть 23,5% от общего числа в РФ) находилось в Москве, где показатель количества реципиентов на 1 млн.. населения составил 161,2 больн./млн., а доля трансплантации почки в структуре ЗПТ достигала 34,5%. Далее следовали Кемеровская и Московская области с показателями 117,7 и 103,4 больн./млн. соответственно (доли в ТП в ЗПТ 46,1 и 32,3% соответственно), республика Саха/Якутия (100 больн./млн.), Санкт-Петербург (89,6 больн./млн.) республика Башкортостан (84,3 больн./млн.), Ленинградская, Волгоградская и Новосибирская области (81,5 больн./млн, 78,9 больн./млн и 78,2 больн./млн., соответственно - доли ТП в ЗПТ 27,6%, 32,8% и 23,8%). В республике Калмыкия обеспеченность трансплантацией почки составила 71,8 больн./млн., в Краснодарском крае - 68 больн./млн., в Свердловской области 67 больн./млн., в Нижегородской области – 63,8 больн./млн., в Омской области – 65,7 больн./млн. Несколько ниже среднероссийского уровня, но весьма к нему близкой была обеспеченность трансплантацией в Вологодской (60,6 больн./млн.), Иркутской (52,6 больн./млн.), Сахалинской (51,3 больн./млн.), Калужской (58,4 больн./млн.), Липецкой (51,9 больн./млн.), Ярославской (55 больн./млн.) и Тверской (54,4 больн./млн.) областях, а также в республиках Карелия (54 больн./млн.), Татарстан (54,5 больн./млн.), и Тыва (53,9 больн./млн.). Крайне низкие (менее 10%) показатели доли ТП в общей структуре ЗПТ были присущи Костромской, Смоленской, Архангельской, Калининградской, Мурманской, Псковской, Астраханской, Ростовской, Оренбургской, Тюменской, Челябинской и Томской областям, Еврейскому автономному округу, Забайкальскому, Ставропольскому, Пермскому, Хабаровскому краям, республикам Карачаево-Черкессия, Адыгея, Алтай, Крым, Мордовия, Бурятия, а также г. Севастополь — где обеспеченность трансплантацией не превышала 30 больн./млн.

Как было сказано выше, в среднем на 31.12.2015 г. по России доля реципиентов почечного трансплантата в общей структуре ЗПТ составила 19,1%. Очевидно, что этот показатель крайне низкий, так как, принимая во внимание, что диализная популяция нашей страны отличается высоким процентом молодых, соматически сохранных пациентов, которые могут рассматриваться как потенциальные реципиенты донорской почки, при отсутствии ограничений в доступности трансплантации почки следовало бы ожидать более высокую долю реципиентов почечного трансплантата в структуре ЗПТ как в целом по России, так и в отдельных регионах.

Общепризнано, что трансплантация почки является единственным радикальным методом лечения терминальной ХПН, обеспечивающим наилучшие отдаленные результаты по сравнению с диализом, и в частности наиболее высокие показатели выживаемости больных и качества их жизни, при наиболее низких затратах на лечение. За последние годы мы можем отметить определенный рост обеспеченности ТП жителей России. Позитивной тенденцией следует считать также увеличение числа родственных трансплантаций почки, результаты которой демонстрируют ее очевидные преимущества перед использованием трупного донорского органа.

Однако при несомненных преимуществах трансплантации почки перед другими видами ЗПТ, обеспеченность этим видом помощи существенно отстает от существующей в нем потребности. Как показывает анализ данных Регистра, трансплантация почки остается малодоступной для населения более половины субъектов РФ, о чем свидетельствует низкий средний показатель числа реципиентов с функционирующим трансплантатом на 1 млн. населения. Решение этой проблемы является одной из первоочередных задач, стоящих перед региональными органами здравоохранения.

Низкая доля пациентов с трансплантированной почкой в общей Российской популяции больных на ЗПТ отражает диспропорциональное развитие в целом службы заместительной почечной терапии, что требует улучшения координации работы региональных главных специалистов по нефрологии и трансплантологии.


<< Назад        Содержание     Вперед >>